Понедельник 20 августа 2018

Найденные в болоте останки позволят по-новому взглянуть на войну варваров

Археологи во время раскопок в заболоченной местности в Дании обнаружили тысячи костей людей, погибших около 2 тыс. лет назад, сообщает National Geographic.

битва варваров

По словам ученых, новые находки позволяют по-новому взглянуть на то, как происходили сражения между варварами и как увековечивали в памяти эти события жители здешних мест.

битва варваров

Исследователями было найдено 2095 человеческих костей и фрагментов, принадлежавших не менее 82 молодым мужчинам. Останки были обнаружены на площади 185 акров в местечке Алкен Энге на берегу озера Моссё на полуострове Ютландия. Исследование показало, что все мужчины погибли в одно время в начале I в. н.э. Обнаруженные на останках следы травм, а также оружие, позволили ученым предположить, что люди были убиты в ходе сражения.

Группа археологов не изучала все 185 акров, однако по тому, как были распределены найденные останки, можно сделать предположение, что здесь погибли более 380 человек.

Сегодня мы мало знаем о боевых возможностях местных племен. Римские историки писали, что варвары были «дикими и свирепыми» людьми. Но могли ли варвары формировать большие боеспособные армии. К сожалению, даже немногочисленные находки в Тевтобургскому лесу не проясняют вопрос о том, насколько хорошо были организованы отряды варваров.

Число погибших в Алкен Энге превосходит численность отдельных поселений в регионе в тот период. Исследователи предполагают, что местные военачальники обладали достаточной властью и навыками для того, чтобы собрать столько воинов для походов на дальние расстояния.

До настоящего времени считалось, что отряды варваров в тот период не превышали по численности 80 человек. Это утверждение основывалось на находках в местечке Хьёртспринг в Дании. Однако новое открытие свидетельствует о том, что варвары воевали гораздо более многочисленными группами.

Другой интересный вопрос – почему участники сражения выбрали для поединка болотистую местность, а не более подходящее для этого открытое сухое пространство. Судя по следам на костях, многие останки были обглоданы животными и лежали на открытом воздухе не менее 6 месяцев перед тем, как были поглощены болотом. Некоторые останки, наоборот, были умышленно сложены вместе рядом с камнями, принесенными из других регионов. В одном случае ученые нашли ветвь дерева с нанизанными на нее фрагментами тазовых костей четырех человек.

Исследователи предполагают, что останки могли быть принесены сюда намеренно с места сражения, которое еще предстоит найти археологам. В то же время в южной части исследованного специалистами участка было найдено большое количество костей небольшого размера, которые можно было бы легко пропустить в том случае, если скелетированные останки кто-то стал бы собирать. По мнению ученых, это указывает на то, что место сражения находится где-то рядом.

Учитывая, что болота в те времена имели сакральное значение, исследователи предположили, что захоронение скелетов погибших в сражении людей в заболоченной местности имело ритуальное значение и было своего рода данью памяти.

Римские легионы в то время не заходили так далеко на север. Кроме того, на месте раскопок не были найдены какие-либо предметы, имеющие отношение к Римской империи. По мнению археологов, речь идет о столкновении варварских племен друг с другом. В то же время характер полученных людьми травм указывает на то, что они столкнулись с хорошо вооруженными воинами.

21 мая 2018 23:17