Вторник 17 сентября 2019

Cassini обнаружил на Энцеладе глобальный океан

Новые данные, полученные космическим аппаратом Cassini, свидетельствуют о том, что на геологически активном спутнике Сатурна – Энцеладе – существует сплошной океан, расположенный под ледяной коркой, сообщает NASA. Такие выводы исследователи сделали, проанализировав поведение Энцелада при движении вокруг Сатурна.

О существовании океана косвенно свидетельствуют гейзеры, выбрасывающие водяной пар, частицы льда и простые органические молекулы, которые Cassini обнаружил в районе южного полюса спутника. По словам ученых, можно предположить, что источником этих гейзеров является огромный океан жидкой воды.

Проведенные аппаратом Cassini наблюдения ранее позволили исследователям предположить, что внутри спутника Сатурна в районе южного полюса скрывается линзообразный резервуар. Однако новые данные, полученные Cassini во время нескольких пролетов на близком расстоянии от данного региона, свидетельствуют о том, что подповерхностный океан является глобальным, то есть занимает всю площадь Энцелада.

«Это была довольно сложная загадка. Нам потребовались годы наблюдений и расчетов с использованием знаний из разных дисциплин. Но теперь мы уверены, сейчас мы на правильном пути», - говорит один из авторов исследования Питер Томас из Корнельского университета.

Ученые, занятые в миссии Cassini, за семь с небольшим лет проанализировали большое количество снимков Энцелада, сделанных Cassini. Исследователи составили точную карту спутника, отметив расположение различных образований, в основном, кратеров. В итоге было выявлено, что Энцелад совершает колебания во время движения вокруг Сатурна. Это явление получило название либрация.

Специалисты предложили рассмотреть несколько моделей внутренней структуры Энцелада с учетом характера колебаний.

«Если бы поверхность и ядро спутника были неподвижно соединены, колебания были бы меньше, чем мы наблюдали», - говорит Мэтью Тискарено из института SETI. – «Колебания Энцелада можно объяснить только наличием сплошного жидкого слоя, отделяющего поверхностный слой от ядра».

Причина, по которой океан внутри Энцелада не замерз, остается неизвестной. Согласно предположению ученых, гравитационное воздействие Сатурна, возможно, производит больше тепла внутри спутника, чем считалось ранее.

28 октября Cassini должен будет совершить сближение с Энцеладом, пройдя сквозь шлейф ледяных частиц. Аппарат пролетит над поверхностью на высоте всего 49 км.

16 сентября 2015 03:33