Вторник 17 сентября 2019

Ученые получили изображение соседки Млечного Пути

2.2-метровый телескоп MPG/ESO в обсерватории ESO Ла Силья помог ученым получить изображение карликовой галактики Скульптора, расположенной рядом с нашим Млечным Путем. Несмотря на близкое соседство у этих двух галактик очень разная история. Галактика в Скульпторе гораздо меньше и старше Млечного Пути. Это делает ее очень ценной для изучения формирования звезд и галактик в ранней Вселенной. Однако, она очень слабая и изучать ее непросто.

галактика Скульптора

Карликовая галактика Скульптора сфероидального типа. Она одна из четырнадцати известных галактик-спутников Млечного Пути. Наши галактические «попутчики» расположены внутри протяженного гало Млечного Пути, сферической области, простирающейся далеко за пределы спиральных рукавов нашей Галактики. Как видно из ее названия, эта карликовая галактика расположена в южном созвездии Скульптора. Ее расстояние от Земли - 280 тысяч световых лет. Несмотря на свою близость, она была открыта только в 1937 году, так как составляющие ее звезды очень слабые.

галактика Скульптора

Тем не менее, именно галактика в Скульпторе оказалась одной из первых карликовых галактик, идентифицированных как спутник Млечного Пути, обращающий вокруг него по своей орбите. Во время ее обнаружения форма галактики показалась астрономам необычной, но теперь сфероидальные карлики известны как важные объекты, помогающие заглянуть глубоко в прошлое Вселенной.

галактика Скульптора

Сейчас считается, что Млечный Путь, как и все крупные галактики, образовался из более мелких галактик на заре существования Вселенной. И если какие-то из этих малых галактик сохранились до наших дней, они должны состоять из крайне старых звезд. Карлик в Скульпторе как раз подходит на роль такой первичной галактики – в нем много очень старых звезд, которые видны и на приведенном снимке.

Возраст звезд в галактике Скульптора определяется астрономами по тому обстоятельству, что в их спектрах очень мало линий тяжелых химических элементов. А тяжелые элементы накапливаются в галактиках в процессе смены поколений звезд. Поэтому низкий уровень их присутствия - свидетельство старости звезд галактики.

Большое число старых звезд делает галактику в Скульпторе популярным объектом для исследования самых ранних периодов звездообразования. Недавно астрономы суммировали все данные, полученные для звезд Скульптора, и создали наиболее подробную из всех существующих историю звездообразования в карликовой сфероидальной галактике. Анализ этих данных выявил две различных группы звезд: первая, преобладающая – более старое звездное население, бедное тяжелыми элементами, вторая, малочисленная, наоборот ими богата. Как молодежь обычно стремится в центр города, так и молодое поколение звезд концентрируется вокруг ядра галактики.

У звезд карликовых галактик, таких, как галактика в Скульпторе, могут быть сложные истории звездообразования. Но поскольку большинство таких галактик изолировано друг от друга и в течение миллиардов лет не испытывает никаких взаимодействий, каждое звездное население проходит свой собственный путь эволюции. Изучение сходных черт в историях галактик-карликов и объяснение возможных отклонений от сходства поможет понять закономерности развития всех галактик, от самых маленьких и незаметных до гигантских спиралей.

17 сентября 2015 02:13