Среда 22 августа 2018

Телескопы увидели мегаслияния древних галактик

Телескопы ALMA и APEX заглянули в самую глубь Вселенной, в те времена, когда ее возраст составлял лишь одну десятую нынешнего, и увидели зарождение гигантских галактических скоплений: массовые столкновения молодых галактик, в которых происходят вспышки звездообразования, сообщает Европейская Южная обсерватория. Раньше астрономы думали, что эти события происходили примерно спустя три миллиарда лет после Большого Взрыва, и поэтому, когда новые наблюдения показали, что в действительности Вселенная в эпоху этих процессов была вдвое моложе, это стало сюрпризом. Считается, что эти древние системы образуют самые массивные из известных во Вселенной структур: скопления галактик.

мегаслияния галактик

При помощи телескопов ALMA и APEX две международные группы ученых: одна под руководством Тима Миллера из университета Далузи в Канаде и Йельского университета в США, другая возглавляемая Айвеном Отео из Эдинбургского университета в Великобритании, обнаружили необыкновенно плотные концентрации галактик, которые, по-видимому, находятся в процессе слияния и образования ядер будущих колоссальных скоплений галактик.

мегаслияния галактик

Группа Миллера на расстоянии, в 90% дистанции до границ наблюдаемой Вселенной, зарегистрировала протоскопление галактик SPT2349-56. Свет от этого объекта начал свое путешествие к нам, когда возраст Вселенной составлял всего одну десятую нынешнего.

Индивидуальные галактики в этой плотной «куче» -- это галактики со вспышками звездообразования. Концентрация бурного звездообразования в столь компактной области очень велика: во всей молодой Вселенной никогда не наблюдалось такого высокого уровня активности. Каждый год здесь рождаются тысячи звезд, в то время, как в нашей Галактике Млечного Пути – лишь одна.

Группа Отео ранее уже обнаружила подобное мегаслияние десяти богатых пылью звездообразующих галактик в результате комбинированных наблюдений на ALMA и APEX. Из-за своего очень красного цвета этот объект получил название «пылевого красного ядра».

Впервые эти формирующиеся скопления галактик были замечены в виде слабых световых пятен при наблюдениях с South Pole Telescope на Южном полюсе и на Космической обсерватории Гершеля. Последовавшие за этим наблюдения на телескопах ALMA и APEX показали, что эти объекты обладают необычной структурой и подтвердили, что они относятся к гораздо более ранней, чем предполагалось, эпохе существования Вселенной: всего 1,5 миллиарда лет спустя после Большого Взрыва.

Новые наблюдения с ALMA, имеющие очень высокое разрешение, окончательно выявили, что «пятна», зарегистрированные на APEX и с телескопом Гершеля не являются изолированными объектами, а состоят одно из четырнадцати, а другое - из десяти индивидуальных массивных галактик, радиус каждой из которых сравним с расстоянием между Млечным Путем и соседними с ним Магеллановыми Облаками.

Современные теоретические и компьютерные модели предполагают, что такие массивные протоскопления, как только что открытые, должны были эволюционировать гораздо дольше. Используя данные, полученные на ALMA, исследователи могут смоделировать процесс формирования скоплений галактик спустя менее, чем 1,5 миллиарда лет после Большого Взрыва.

26 апреля 2018 00:47