Пятница 17 августа 2018

На Марсе найдены древние органические молекулы

Марсоход NASA Curiosity обнаружил в марсианской породе и в атмосфере Марса доказательства того, что на этой планете могла быть в прошлом жизнь. Хотя эти свидетельства прямо не указывают на существование жизни как таковой, по словам представителей космического агентства, они хороший знак для будущих миссий, которые будут исследовать поверхность и подповерхностный слой Марса.

Curiosity

Новое открытие – органические молекулы в осадочной породе возрастом 3 млрд лет, а также сезонные изменения уровня метана в атмосфере.

Органические молекулы содержат углерод и водород, а также могут содержать кислород, азот и другие элементы. Хотя органические молекулы обычно ассоциируются с жизнью, они могут быть также продуктом процессов, не связанных с живыми организмами. Их наличие нельзя рассматривать как однозначный признак жизни на планете.

Хотя сейчас поверхность Марса выглядит безжизненной, есть четкие свидетельства того, что в далеком прошлом марсианский климат допускал наличие необходимой для жизни жидкой воды. Эта вода могла присутствовать в большом объеме на поверхности. Данные, полученные Curiosity, свидетельствуют о том, что миллиарды лет назад, вода в озере в кратере Гейла содержала все необходимые для жизни составляющие, в том числе «строительные кирпичики» для жизни и источники энергии.

«Марсианская поверхность подвергается воздействию излучения из космоса. Излучения и химические вещества разрушают органическое вещество», - говорит Джен Эйгенброд из Центра космических полётов Годдарда NASA. – «Обнаружение древних органических молекул в верхнем пятисантиметровом слое породы, образовавшейся, когда Марс мог быть обитаемым, является хорошим предзнаменованием для поиска органических молекул на Марсе в ходе будущих миссий, которые возьмут образцы грунта на еще большей глубине».

Ученые также зафиксировали сезонные изменения концентрации метана в атмосфере Марса в течение трехлетнего периода, который на Земле соответствует шести годам. Изменения были обнаружены инструментом SAM аппарата Curiosity.

Ученые не исключают, что они могут иметь биологическое происхождение. Метан раньше регистрировался в атмосфере Марса в виде больших шлейфов, появление которых не имело каких-либо закономерностей. Результаты нового исследования свидетельствуют о том, что уровень метана в кратере Гейла, хотя и в небольших концентрациях, с периодичностью достигал своего пика в теплые летние месяцы и падал зимой каждый год.

Для исследования марсианского грунта Curiosity делал отверстия в осадочных породах в четырех местах кратера Гейла. Эта порода постепенно сформировалась миллиард лет назад из ила на дне древнего озера. Образцы были проанализированы инструментом SAM, который нагрел их до температуры 500 градусов Цельсия для высвобождения органических молекул.

SAM изучил небольшие органические молекулы – фрагменты более крупных органических молекул, которые не так легко испаряются. Некоторые из них содержали серу, которая помогла сохранить их.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что концентрации органического углерода достигают 10 частей на миллион или больше. Это близко к количеству, зафиксированному в марсианских метеоритах и в 100 раз выше предыдущих показателей, фиксировавшихся на поверхности Марса. Некоторые из молекул содержат тиофены, бензол, толуол и небольшие углеродные цепочки, такие как пропан и бутен.

8 июня 2018 03:00