Вторник 13 ноября 2018

Загадочный межзвездный объект Оумуамуа ускорился

Оумуамуа, первый межзвездный объект, открытый в Солнечной системе, улетает от Солнца быстрее, чем ожидалось.

Оумуамуа

Это аномальное поведение было зарегистрировано наблюдениями астрономов во всем мире, в том числе на Очень Большом Телескопе ESO в Чили. Новые результаты свидетельствуют о том, что Оумуамуа скорее всего является не астероидом, а межзвездной кометой.

Оумуамуа — первый межзвездный объект, открытый в пределах Солнечной системы — тщательно изучается с момента его открытия в октябре 2017 г. Обобщив данные, полученные на Очень Большом Телескопе ESO и в других обсерваториях, международная группа астрономов обнаружила, что объект движется быстрее, чем предсказывалось. Измеренное ускорение очень невелико: в целом движение Оумуамуа все равно замедляется под воздействием притяжения Солнца, но все же не настолько, насколько это следовало бы из законов небесной механики.

Оумуамуа

Исследовательская группа под руководством Марко Мичели из Европейского Космического Агентства проанализировала несколько сценариев, которые могли бы объяснить большую по сравнению с предвычисленной скорость необычного межзвездного гостя.

Наиболее вероятным объяснением признано то, что Оумуамуа под воздействием нагрева солнечным излучением выбрасывает со своей поверхности вещество: происходит выброс газа. Именно сила реакции, возникающая вследствие этого выброса, как полагают, и является причиной небольшого, но постоянного ускорения, возникающего при движении Оумуамуа прочь от Солнечной системы. В результате и получается, что астероид улетает от нас быстрее, чем предполагалось: на 1 июня 2018 г. его скорость составляла примерно 114 тыс. километров в час.

Из данных наблюдений видно, что объект ускоряется тем медленнее, чем дальше уходит от Солнца, что типично для комет.

Обычно, когда комета нагревается Солнцем, она выбрасывает пыль и газ, которые образуют вокруг нее облако — так называемую кому — а также протяженный хвост. Однако в данном случае исследовательская группа не смогла зарегистрировать никаких видимых следов выброса газа.

«Как ни странно, мы не видим не пыли, ни комы, ни хвоста», - говорит соавтор работы Карен Мич из Гавайского университета в США, которая возглавляла группу исследователей Оумуамуа в 2017 г. – «Возможно, пыль, которую выбрасывает Оумуамуа, необычно крупнозернистая».

Исследователи выдвигают следующую гипотезу: мелкие пылевые зерна, покрывающие поверхность большинства комет, в процессе долгого полета Оумуамуа сквозь межзвездное пространство разрушились вследствие эрозии, а остались только пылевые зерна большего размера. Облако, состоящее из этих крупных частиц, не было бы достаточно ярким, чтобы его можно было зарегистрировать, но его присутствие могло бы объяснить неожиданное изменение скорости Оумуамуа.

Нерешенной загадкой остается не только гипотетическое истечение газа из Оумуамуа, но и само его межзвездное происхождение. Группа выполнила новые наблюдения Оумуамуа с целью точно определить траекторию объекта, что могло бы позволить проследить ее назад и определить материнскую звезду, из системы которой прилетело к нам это космическое тело. Однако, полученные новые результаты свидетельствуют, что эту информацию получить труднее, чем ожидалось.

28 июня 2018 00:07