Понедельник 23 апреля 2018

Получено самое детальное изображение пылевого диска вокруг проэволюционировавшей звезды

Очень Большой Телескоп-Интерферометр в обсерватории ESO Параналь в Чили получил самое детальное на сегодняшний день изображение пылевого диска вокруг проэволюционировавшей звезды. Впервые появилась возможность сравнить этот диск с дисками вокруг молодых звезд — и они оказались неожиданно очень похожими. Возможно даже, что в диске, образующемся в конце жизни звезды, может сформироваться второе поколение планет.

пылевой диск вокруг проэволюционировавшей звезды

Когда звезды приближаются к завершению своего жизненного цикла, вокруг многих из них образуются устойчивые газо-пылевые диски. Вещество для них выбрасывается из звезд звездным ветром, когда они находятся на стадии красного гиганта. Вокруг молодых звезд существуют аналогичные образования, называемые также протопланетными дисками, так как именно в них образуются планеты. Однако до сих пор астрономы не могли сравнить эти два типа дисков непосредственно.

В близкой окрестности Солнца много молодых звезд с дисками; в силу их близости к нам их можно изучать подробно. А вот старых звезд с дисками в окрестностях Солнца обнаружить не удавалось, и поэтому детальных изображений таких дисков не существовало.

пылевой диск вокруг проэволюционировавшей звезды

Теперь в этом направлении совершен прорыв. Группа астрономов воспользовалась всей мощью телескопа VLTI (Very Large Telescope Interferometer) в обсерватории ESO Параналь в Чили. На телескопе установлен инструмент PIONIER и только что усовершенствованный приемник RAPID.

пылевой диск вокруг проэволюционировавшей звезды

Целью наблюдений была проэволюционировавшая двойная звезда IRAS 08544-4431, находящаяся примерно в 4000 световых лет от Земли в южном созвездии Парусов (Vela). Эта двойная состоит из красного гиганта, который уже выбросил большое количество вещества в окружающий его пылевой диск, и обычной более молодой звезды, обращающейся вокруг гиганта на близком расстоянии.

«Объединяя световые сигналы от нескольких телескопов, входящих в состав Очень Большого Телескопа-Интерферометра, мы получили изображение невероятно высокого разрешения, эквивалентного тому, которым обладал бы телескоп с диаметром зеркала 150 метров. С таким разрешением можно было бы, например, определить размер и форму монетки в один евро на расстоянии в две тысячи километров», - говорит Жак Клушка из Эксетерского университета в Великобритании.

Благодаря беспрецедентной четкости изображений, полученных с Очень Большим Телескопом-Интерферометром, а также новому методу построения изображений, который позволяет маскировать центральные звезды и рассмотреть их окрестности, удалось впервые выявить все структурные особенности системы IRAS 08544-4431.

Самой замечательной деталью нового изображения оказалось ясно видимое кольцо. При этом положение внутренней кромки этого пылевого кольца, которое впервые удалось точно локализовать, очень хорошо соответствует ожидаемому: ближе к звезде начинается испарение пыли под воздействием излучения.

«Вдобавок, мы неожиданно обнаружили более слабое свечение, которое, вероятно, идет от небольшого аккреционного диска вокруг звезды-компаньона. Мы знали, конечно, что это двойная система, но не ожидали, что получим прямое изображение второй звезды. Тем, что мы смогли увидеть внутренние области этой удаленной звездной системы, мы обязаны качественному скачку, обеспеченному новым приемником PIONIER», -добавляет главный автор работы Мишель Хиллен.

10 марта 2016 03:46