Суббота 18 января 2020

Необычное облако на Марсе поставило ученых в тупик

Таинственный столб «дыма», замеченный на Марсе в 2012 году, может изменить наше представление о марсианской атмосфере. Необычное образование было сфотографировано астрономами-любителями в марте-апреле 2012 года. Оно напоминало клуб дыма, поднявшегося над поверхностью Марса. Высота столба составляла 200-250 км. Это намного превышает высоту, на которую могут подниматься низковысотные пыльные бури, распространенные на Красной планете.

столбы дыма на марсе

Команда астрономов недавно предложила свое объяснение столба. По их мнению, он может представлять собой облако из ледяных частиц или марсианское «северное сияние». Однако ни одна из этих гипотез полностью не объясняет природу этого явления, порождая новые вопросы о строении атмосферы Марса. Исследование, проведенное астрономом Огустином Санчесом-Лавега из Университета страны басков, было опубликовано в журнале Nature.

столбы дыма на марсе

Явление впервые было замечено 12 марта 2012 года. Астрономы увидели небольшую «шишку» в южном полушарии Марса. Образование постепенно менялось в течение последующих 11 дней. «Выпуклость» трансформировалась в столбы и другие формы. Через несколько недель появился еще один столб. Он также был виден на протяжении полторы недели.

столбы дыма на марсе

Огромную высоту столба объяснить сложно. Чтобы понять природу этого феномена, команда астрономов под руководством Огустина Санчеса-Лавеги изучила снимки, полученные астрономами-любителями, а также изображения, сделанные марсианскими аппаратами в то время.

Наиболее простое объяснение этому явлению – пыльные бури, часто встречающиеся на Марсе. Можно предположить, что именно они подняли пыль на такую большую высоту. Однако надо иметь ввиду, что пыль невидна в марсианской атмосфере на высотах более 50 км, даже если при необычных погодных условиях она поднимется очень высоко.

Согласно другой гипотезе, столбы сформировались из частиц замершей углекислоты или водяного пара. Однако их присутствие требует, чтобы атмосфера была более холодной.

Еще одно объяснение – сияние, вызванное взаимодействием заряженных частиц солнечного ветра с магнитным полем, которое ранее было зафиксировано на Марсе. Однако, по словам ученых, в настоящее время нет веских доказательств возможности существования сияний на Красной планете.

Приоткрыть завесу тайны над таинственными столбами помогли бы недавно запущенные автоматическая межпланетная станция NASAMAVEN и индийский аппарат Mangalyaan, но пока они не заметили ничего похожего на удивившие ученых столбы. Астрономы-любители также напряженно следили за Марсом в апреле 2014 года, когда он находился на близком расстоянии от Земли, однако так и не смогли увидеть никаких столбов на больших высотах. Следующая возможность представится в 2016 году.

16 февраля 2015 23:43