Суббота 23 июня 2018

Ученые рассмотрели в деталях туманность Тарантул

Туманность Тарантул, ярко сияющая на расстоянии около 160 000 световых лет от нас – самая заметная и красивая деталь в Большом Магеллановом Облаке, галактике-спутнике нашей Галактики Млечного Пути.

туманность Тарантул

Обзорный телескоп VLT в обсерватории ESO Параналь в Чили получил исключительно детальные изображения этой области и ее плотно заполненных звездами окрестностей. В поле различаются звездные скопления, светящиеся газовые облака и рассеянные остатки взрывов сверхновых. С таким высоким разрешением изображение этой области получено впервые.

туманность Тарантул

Туманность Тарантул, известная еще как 30 Золотой Рыбы (30 Doradus) – самая яркая и бурно развивающаяся область звездообразования в Местной Группе галактик.

Сама Туманность Тарантул, видимая в верхней части поля, простирается более, чем на 1000 световых лет в созвездии Золотой Рыбы (Dorado), видимом только на небе южного полушария. Эта туманность является частью Большого Магелланова Облака, карликовой галактики размером всего примерно 14 тыс. световых лет, одной из ближайших к Млечному Пути.

В центре Туманности Тарантул находится гигантское молодое звездное скопление NGC 2070. В плотном ядре этой области, в которой происходит вспышка звездообразования, R136, находятся некоторые из самых массивных и имеющих наиболее высокую светимость из всех известных звезд. Яркое свечение самой Туманности Тарантул впервые заметил французский астроном Николя-Луи Лакайль в 1751 г.

Другое, значительно более старое звездное скопление в Туманности Тарантул – Hodge 301, в котором по меньшей мере 40 звезд в прошлом вспыхнули в виде сверхновых, распространив газовые потоки по всей области. Один из остатков этих сверхновых -- «сверхпузырь» SNR N157B, заключающий в себе рассеянное звездное скопление NGC 2060. Это скопление впервые наблюдал британский астроном Джон Гершель в 1836 г. на 18,6-дюймовом рефлекторе на Мысе Доброй Надежды в Южной Африке. На окраине Туманности Тарантул в правом нижнем углу кадра, можно идентифицировать место вспышки знаменитой сверхновой SN 1987A.

Слева от Туманности Тарантул можно увидеть яркое рассеянное скопление NGC 2100 с сияющей россыпью голубых звезд в окружении красных. Это скопление открыл шотландский астроном Джеймс Данлоп в 1826 г. во время своей работы в Австралии на 9-дюймовом (23-см) рефлекторе собственного изготовления.

В центре снимка – звездное скопление и эмиссионная туманность NGC 2074, еще одна крупная область звездообразования, открытая Джоном Гершелем. Внимательно приглядевшись, можно заметить темное пылевое образование в форме головы лошади. Это “Туманность Конская Голова в Большом Магеллановом Облаке” – гигантский пылевой столб длиной примерно в 20 световых лет, почти вчетверо больше расстояния от Солнца до ближайшей к нему звезды Альфы Центавра. Эта туманность обречена на исчезновение в течение ближайшего миллиона лет: по мере того, как в скоплении будут образовываться новые звезды, их излучение и мощный звездный ветер постепенно рассеют пылевые столбы в пространстве.

31 мая 2018 00:25